- Евангелие
- так называются первые четыре книги Нового Завета. Первые три книги называются синоптическими, так как в их содержании очень много общего. Происхождение Евангелия относится ко второй половине I века. Были попытки некоторых ученых отнести его происхождение к концу II века, но эти попытки не имели успеха. Эти книги были вызваны самой жизнью, так как первые апостольские послания стали недостаточны для изучения христианских общин и явилась потребность в более подробном изложении жизни и учения Иисуса Христа. Первые Евангелия были написаны на греческом, так называемом александрийском языке, так как этот язык был тогда наиболее распространенным и наиболее понятным всем народам, составлявшим Римскую империю. Вопрос о том, насколько составители Е. заимствовали из прежде существовавших записей о жизни Христа, вопрос трудный, и существует по этому предмету много теорий, которые часто противоречат друг другу. Записи, конечно, существовали до появления Е., о них даже упоминает Лука во введении к своему Е. Среди первых христиан ходило много устных преданий, из коих некоторые, подтверждаемые апостолами, как очевидцами самых событий, принимали твердо установившуюся форму; эти предания были некоторыми учениками записаны и таким образом могли послужить источником для составителя Е., но, по-видимому, последние не пользовались указанными источниками, что подтверждается различиями в повествовании и изложении событий в Е. синоптических и Е. Иоанна: в то время как первые излагают деятельность Христа в Галилее, последнее повествует лишь о Его деятельности в Иудее и мн. др. Несмотря на эти различия, они тем не менее друг другу не противоречат, а наоборот, многие факты даже подтверждают; так, Иоанн, не повествуя о галилейской деятельности Христа, знает о Его пребывании в Галилее; и синоптики, не говоря о Его деятельности в Иудее, свидетельствуют, что у Него там были друзья, ученики и приверженцы; особенное значение приобретают слова: "Иерусалим, Иерусалим! Как часто хотел Я собрать твоих детей, как курица собирает своих птенцов", эти слова очевидно предполагают долгое пребывание Иисуса Христа в Иерусалиме. Затем синоптики, говоря о Христе, подчеркивают в Нем человеческую сторону, изображая Его как Сына человеческого, Иоанн же оттеняет в Нем божественную сторону, выставляя Его как Сына Божия, но и это различие большого значения не имеет, так как это еще не значит, что у синоптиков отсутствует божественная сторона, а у Иоанна человеческая. Таким образом, синоптики и Иоанн лишь дополняют друг друга и дают образ Христа вполне определенный и ярко выраженный. Первым Е. считается Е. от Матфея. Будучи сборщиком податей и пошлин, он умел читать и писать. Первое свое Е. он написал на еврейском языке; потом оно было переведено на греческий, каковое и дошло до нас. Так как первым Е. он имел в виду воздействовать на своих единоплеменников-евреев, то в нем часто упоминается, что Иисус и есть тот Мессия, которого все иудеи ожидают, каждое событие связывает и объясняет ветхозаветными пророчествами, для чего часто ссылается на Ветхий Завет, таких ссылок у него не менее 65. Его Е. делится на 28 глав и начинается повествованием о родословии Христа и кончается беседою Спасителя с апостолами перед Вознесением. Второе Е. принадлежите св. Марку. Сначала он назывался Иоанн-Марк, а затем последнее имя, как более употребительное, осталось одно. На просьбу слушателей св. Петра видеть его учение написанным, св. Марк изложил все, что слышал от ап. Петра о жизни Иисуса. По-видимому, он писал свое Е. для язычников, так как очень мало ссылается на Ветхий Завет, а часто объясняет иудейские обычаи. Его Е. состоит из 16 глав, начинается явлением Иоанна Крестителя, а оканчивается рассказом, как апостолы пошли проповедовать учение Христа после Его Вознесения. Третье Е. написано Лукой и предназначалось для некоего "достопочт. Феофила", перешедшего в христианскую церковь, по предположению, из язычества. Этот Феофил пользовался большим почетом и уважением церкви и желал познать ясно и определенно те основания, на которых зиждется христианская церковь. Для этого, правда, были в обращении написанные первые два Евангелия, но св. Лука хотел Феофилу описать подробно и последовательно всю жизнь Христа, насколько знал сам и слышал от других. Его Евангелие, не так как у прочих, начинается от Адама, и особенно подробно изложены те события и обстоятельства, которые предшествовали рождению Христа. Оно делится на 24 главы и кончается Вознесением Христа. Четвертое Е. написано любимейшим учеником Христа, Иоанном, в Эфесе. Эфес это город, который после падения Иерусалима первое время сделался центром как христианской церкви, так и вообще всей умственной жизни Востока. В этот город стекались многие ученые и проповедовали свои учения, вследствие этого здесь легко могли породиться различные отступления и искажения в учении христианской церкви; предвидя это, местные христиане и обратились к Иоанну, как к одному из ближайших свидетелей и очевидцев "служения Слова", с просьбой изложить на письме земную жизнь Христа. Ему были принесены первые три Е., и он, похвалив их за правдивость и искренность, тем не менее заметил, что в них недостаточно ярко выражено божество Христа, а это может породить суждения о Нем лишь постольку, поскольку Он являлся в земной жизни, поэтому Е. Иоанна начинается не с человеческой стороны в жизни Христа, а с божественной, с указания на то, что Христос есть Слово изначальное, которое "в начале было у Бога и само было Бог". Это указание было необходимо еще потому, что к этому времени относится учение Керинфа, говорившего, что Иисус простой человек, но принял божество лишь в период от крещения до страданий. В Е. Иоанна больше всего описывается деятельность Иисуса в Иудее и посещение Им Иерусалима; оно делится на 21 главу и заканчивается словами, что "истинно свидетельство его".
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.